Учетная политика расхода ГСМ в автопарках

Учетная политика расхода ГСМ в автопарках

 

Закупка горюче-смазочных материалов – одна из основных статей расходов автотранспортных предприятий, в связи с чем оптимизация процесса их учета позволит увеличить прибыль от 10 до 50%. Учетная политика расхода ГСМ базируется на сравнительном анализе нормативных и фактических показателей.

 

Расчет нормативных показателей

 

В официальной документации Минтранса РФ прописаны формулы расчета расходов ГСМ для различных типов транспорта и спецтехники, а также поправочные коэффициенты к ним. Коэффициенты составлены с учетом особенностей маршрутов, срока эксплуатации транспортных средств, мощности двигателя, типа используемого топлива и пр.

 

Некоторые предприятия осуществляют расчет расхода топлива, ориентируясь на нормативы Минтранса. Но, несмотря на то, что данные нормативы постоянно корректируются и поддерживаются в актуальном состоянии, они носят общий методический характер и не всегда могут совпадать с фактическими показателями.

 

Более точным вариантом нормирования расхода топлива является самостоятельная разработка норм потребления ГСМ для автотранспорта предприятия с учетом индивидуальных технических характеристик и особенностей эксплуатации. Реализовать данную задачу и получить объективные показатели поможет система спутникового мониторинга.

 

ГЛОНАСС/GPS-контроль расхода топлива

 

В рамках ГЛОНАСС/GPS-системы мониторинга транспорта автомобили оснащаются датчиками уровня топлива, которые устанавливаются в топливный бак и позволяют измерять средний расход топлива и ГСМ. Для выведения более точных нормативных показателей данные ДУТ сверяются с результатами контрольных замеров.

 

Для осуществления контрольных замеров топливный бак автомобиля заполняется до полного объема и пломбируется, чтобы исключить стороннее вмешательство. Затем транспортное средство эксплуатируется в различных режимах (стандартном, максимальном), после чего бак снова заправляется с одновременным измерением объема добавленного топлива.

 

Отклонение между показателями ДУТ и контрольными замерами не должно превышать 5%. В противном случае необходим поиск и анализ причины расхождения (сбой в работе штатных систем транспортного средства, достоверность показаний ДУТ и т.д.).

 

Таким образом для каждого транспортного средства производятся расчеты фиксированных норм расхода ГСМ. В процессе эксплуатации для списания топлива могут использоваться данные системы спутникового мониторинга, но они не должны превышать утвержденную норму.

 

Большинство автопредприятий используют бухгалтерские программные продукты 1С или их аналоги, с помощью которых ведется учет поступления и расхода ГСМ по каждому транспортному средству. Взаимодействие бухгалтерского программного обеспечения и системы ГЛОНАСС/GPS мониторинга значительно увеличивает эффективность учетной политики автопарка, обеспечивает прозрачность его работы, способствует улучшению транспортной дисциплины и экономии денежных средств.