Обзор рынка мониторинга транспорта на начало 2010 года

Рынок мониторинга транспорта начал свое развитие в конце 90-х годов. Первые системы мониторинга автотранспорта были разработаны для крупных корпоративных клиентов. На рынке было представлено не более пяти поставщиков систем GPS мониторинга. Почти все компании, которые предлагали подобные решение, сменили владельцев, претерпели организационные и структурные изменения.

Большинство GPS систем имели одинаковую архитектуру Клиент-Сервер и состояли из:

  • Бортового GPS комплекта, который отвечал за передачу на сервер координат о своем местоположении. При этом использовался или sms или gprs канал.
  • Сервера, который обеспечивал прием и хранение данных, а также на нем устанавливался ГИС (геоинформационный сервис), отвечающий за отображение картографии.
  • ПК клиента, на котором было установлено клиентское приложение для отображения полученных данных от бортового комплекта.

Необходимо отметить ряд проблем, которые существенно тормозили развитие GSM систем на рубеже тысячелетия. Общие проблемы были одинаковые — это дорогие GSM бортовые комплекты, как отечественного, так и зарубежного производства, отсутствие качественной картографии (проблема в целом сохраняется и на текущий момент), отсутствие зоны GSM покрытия, GPRS технология только внедрялась на территории РФ. Из-за последней проблемы в 70% случаях для доставки координат на сервер использовался sms канал, что было достаточно дорого для клиентов.

Но, не смотря на указанные недостатки, находились отважные клиенты, которые внедряли подобные системы. К сожалению большинство из них, после внедрения, испугались высокой ежемесячной стоимости (sms трафика), отказов оборудования, и сформировали для себя мнение: ДОРОГАЯ НЕНУЖНАЯ ИГРУШКА.

Необходимо отметить еще один недостаток первых GPS систем. Системы не были спрофилированы под бизнес требования клиентов. 90% систем предлагали пользователям одну услугу — получение местоположения (X,Y) на карте. Клиенту необходимо было самостоятельно анализировать данную информацию. Системы не решали задачи клиентов. К примеру, не отвечали на вопрос: заехал ли курьер во все точки, которые ему были выданы утром.

К 2005-2007 годам произошел ряд событий, которые повлияли на ситуацию на рынке GPS систем. Среди прочих можно выделить два.

Первое, запуск национального проекта — ГЛОНАСС мониторинг. Несколько раз на неделе в СМИ были репортажи, как система спутникового слежения позволяет упростить нашу жизнь. Школьные автобусы, скорая помощь, ЖКХ транспорт и т. д. — после установки ГЛОНАСС систем начинает работать лучше, быстрее, эффективнее. Несмотря на то, что в большинстве случаев это были PR репортажи и после очередного репортажа оборудование отключалось, это повлияло на ситуацию. Руководители организации под влиянием репортажей обратили внимание, а где же наш транспорт.

Тему ГЛОНАСС и GPS мы не будем затрагивать в данной статье, этому будет посвящена отдельная статья.

Второе, подъем экономики нашей страны. Многие компании, обладая дополнительными финансовыми ресурсами, задумались над оптимизацией расходов.

Оба указанных фактора подстегнули развитие GSM рынка.

По закону экономики: спрос рождает предложение, так и произошло. В 2005 году наблюдается, рост предложений GSM систем. Многие ИТ компании считали своим долгом разработать систему GSP мониторинга. На рынке появляется десятки компаний, работающих в этом направлении. Помогало развитию появление доступного зарубежного оборудования, в том числе и китайского производства. Когда на maps.google.com появилась достаточно качественная картография, произошел взрыв на рынке. Выбрать системы стало практически не возможно, цены стали падать. Клиенты выбирали решение по первой строке в запросе Яндекса или по рекомендации знакомых.

Однако рынок скорректировал спрос и предложение, безусловно, этому помог кризис и снижение цен. Поставлять готовые системы стало не выгодно. Продавать оборудование по себестоимости тоже. Стали появляться вместо готовых решений — услуги. Клиент вместо серверов и каналов связи, получал оборудование и доступ через интернет к интерфейсу системы.

Хотелось бы отметить, что российский рынок систем мониторинга прошел ускоренными темпами путь европейских компаний, где услуги занимают 90% представленных решений. Несмотря на привлекательность предоставления услуги, есть определенный сегмент рынка, который требует выделенного решения. Это банковский сектор, специальные службы и крупные корпорации.

По итогам 2009 года много стало на свои места. На рынке четко выражены общие тенденции.

1. Мелкие компании постепенно уходят с рынка.
2. Услуги начинают отвоевывать рынок у выделенных систем.
3. Цены на ежемесячное сопровождение постепенно начинают снижаться.

Можно описать среднестатистическую компанию, ее запрос и ее критерии:

1. Минимальная стоимость за GPS бортовые комплекты. Средняя цена 15 000 рублей, отпугивает клиента, т. к. является средней зарплатой на рынке водителей. Клиента привлекают цены в районе 7000…9000 рублей за один комплект.
2. Фиксированная цена в месяц за мониторинг одной машины. В связи с жестким контролем бюджетов транспортных отделов, это является важным фактором при выборе решения.
3. Мониторинг 5-10 автомобилей.
4. Средний, а чаще начальный, уровень владения компьютером пользователей. Запустить интернет-браузер, ввести url, но не более. Установить самостоятельно программу, прописать настройки сети, это требует привлечение дополнительных ресурсов.
5. Имя компании. В виду ухода с рынка небольших компаний, которые представляли решения, клиента, интересует, как давно представлено на рынке, предлагаемое ему решение.
6. Наличие картографии региона, где планируется мониторинг автотранспорта. Как правило, это вопрос возникает после внедрения.
7. Базовыми требованиями является: учет пробега, расхода топлива, истории передвижения.


Все новости